Хакасы какой цвет волос

Хакасы какой цвет волос

Национальный костюм любого народа – сублимация его эстетических предпочтений, утилитарная вещь, очень точно адаптированная к условиям жизни, и вместе с тем надежный оберег от всего дурного.

Традиционное хакасское женское платье очень широкое – до 3 м (!) в подоле – и длинное: с обилием складочек и оборок. Подобный крой не сковывает движений и защищает от сглаза во время беременности.

Хакасские красавицы издавна предпочитали яркие цвета, избегая, пожалуй, только желтого, который ассоциировали с болезнью. Воротник и подол в таком туалете должны быть асимметричными. Сзади платье удлинено по ряду практичных соображений. Рукава напоминают крылья. Поэтому соседи в древности называли хакасов «крылатыми людьми».

Во-первых, хакаски считались великолепными наездницами, и «шлейф» позволял не уронить женского достоинства и не обнажить лишнего, даже верхом на лошади. Во-вторых, такой подол можно было при необходимости подстелить на траву или камни и сесть на него – удобно и тепло.

Наплечники, обшлага рукавов, воротник и низ платья украшались многоцветной вышивкой, орнаменты которой копировали у природы, – каждый завиток и листик, любой элемент символизировал силу и красоту хакасской степи. Вышивка могла подсказать, где живет красавица. Ведь у каждого района был свой традиционный узорчатый код. И в принципе по праздничному одеянию и прическе незнакомки можно было узнать практически все. Волосы заплетены в две косы – перед вами замужняя дама. Сколько у нее сыновей, богата ли ее семья, вам подскажет вышитый нагрудник – пого. Прежде всего он прикрывает от недоброго взгляда женскую грудь, отвлекая внимание на яркие узоры. Но, похоже, придумали его хакаски от природной скромности. Сами о себе не любят много говорить, да и выспрашивать другую – кто она, да откуда – неудобно. Вот и решили наносить символические изображения на пого, которое почитай что настоящая визитная карточка. К слову, этому элементу хакасского женского наряда как минимум 2000 лет!

– У меня и сейчас достаточно заказов на вышивку пого, – уверяет Любовь Алахтаева, абаканская мастерица по вышиванию бисером национальных хакасских украшений. – У нас в Хакассии в последнее время часто проводятся встречи родов. И естественно, туда нужно прийти в национальной одежде. Да и по праздникам хакаски даже в городе все чаще традиционно наряжаются. Вот потому и заказывают нагрудники. А раньше для своих дочерей пого мать вышивала. Это ведь охранные обереги. Когда шьешь, вкладываешь душу и словно зашифровываешь в рисунке свои пожелания: чтоб здоровы были, счастливы, чтобы суженный достойным был.

А вот пояс у хакасов – деталь исключительно мужского гардероба и тоже оберег! Затейливо расшитый или сплетенный из ярких атласных лент, он призван был защитить пуп мужчины – сосредоточие силы. Вероятно потому у хакасов, как и других тюркских народов, принято мужскую удаль мерить в борьбе на поясах Куреш. Этот традиционный вид единоборств признан культурным наследием и имеет весомую поддержку со стороны минспорта республики.

В Красноярском крае в деревнях Камышта и Сартачуль хакасы являются коренным населением.

Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: www.humus.livejournal.com

Хакасы (схакастар, тадар, хоорай) — коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Хакасия. Живут также в сопредельных с Хакасией Красноярском крае и Республике Тыва. Устаревшие названия — абаканские татары, минусинские татары.

Хакасы разделяются на четыре субэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), сагайцы (саай), кызыльцы (хызыл) и койбалы (хойбал). Ранее выделяли еще бельтиров (пелтир), которые к настоящему времени практически полностью ассимилировались.

Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Письменность на основе русской графики.

Хакасы — потомки древнего населения Минусинской котловины, где последовательно сменилось множество археологических культур: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Считается, что тюркский язык появился здесь примерно в III в. до н. э. В дальнейшем тюркская составляющая только усиливалась.

Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являлись кыргызы. В IX в. они создали на среднем Енисее свое государство Кыргызский каганат, которое пало в начале XIII в. под ударами татаро-монголов . В конце XIV в. племенные группы Минусинской котловины при главенстве кыргызской знати создают единую этнополитическую государственность Хонгорай (в русских источниках — «Киргизская земля»), которая объединяла четыре княжества — улуса.

В последующие столетия в рамках этих улусов происходила тюркизация различных племен-данников (кыштымы), говоривших на самодийских и кетских (енисейские) языках, и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Эти процессы ускоряются после увода джунгарами из Хакасии 15 тыс. кыргызов в 1703 г. и вхождения территории Хонгорая в состав России.

В XX в. процесс формирования хакасской нации в целом завершается. С 1920-х гг. этноним «хакасы» утверждается в официальных документах, а названия субэтнических групп постепенно выходят из сферы обыденного употребления. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса характеризуется ликвидацией группового, то есть этнического самосознания (качинцы, сагайцы и т. д. ), с одной стороны, и возрождением народных традиций, общих для всех хакасов, с другой.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и инородческие управы. В 1923 г. был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 г. — национальный округ, с 1930 г. — округ в составе Западно-Сибирского края, с 1934 г. — в составе Красноярского края. В 1991 г. Хакасская автономная область преобразуется в Республику Хакасия и становится самостоятельным субъектом России. По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 72 959 хакасов.

Полукочевое скотоводство — традиционное занятие хакасов. Они содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место занимала охота в тайге, в Саянских горах. Земледелие (ячмень, в меньшей степени — просо и пшеница) было известно и до прихода русских. А с начала XX в. оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Из промыслов были развиты кузнечное дело, выделка кож, изготовление войлоков, ткачество.

В XX в. в Хакасии бурно развивалась промышленность, многие хакасы освоили нетрадиционные занятия, появились рабочие, интеллигенция.

Круглая юрта (иб), крытая берестой летом и войлоком зимой, — традиционное жилище у скотоводов. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей. С рубежа XIX—XX вв. стала использоваться русская срубная изба.

Традиционное поселение хакасов (аал) представляло собой 10—15 юрт и несколько хозяйственных построек, поставленных без особой системы. В настоящее время поселки имеют уличную систему и не отличаются от русских сел и деревень.

У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Мужчины носили широкие рубахи навыпуск, подпоясанные кушаком, женщины — такого же покроя, но длинные, до пят, платья (повседневные — из хлопчатобумажных тканей, праздничные — из шелка). Задний подол платья был длиннее переднего. Использовали яркую цветовую гамму за исключением желтого. Детали платья украшались растительным орнаментом. Подпоясывали платья только вдовы.

Распашные халаты (мужские и женские) шились из сукна (повседневные), из плиса или шелка (праздничные). Зимние овчинные шубы украшались вышитыми растительными орнаментами на спине. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку (сигедек) . Девушки заплетали волосы во множество косичек, замужние женщины — в две косы.

На голове женщины носили платок, повязанный особым образом — со складкой на лбу. Бытовали меховые (мужские и женские) шапки нескольких видов. Из украшений особенно известно пого — нагрудное украшение в форме полумесяца с закругленными краями и вышитым бисером и перламутровыми пуговицами орнаментом, а также накосные украшения-подвески из кораллов.

В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Готовились супы (крупяные, ячменные) и различные бульоны с мясом. Одним из любимых блюд была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком является айран, который готовится из специально закисленного коровьего молока. Из айрана же гнали молочную водку (айран арагазы). Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Из дикоросов потреблялись луковицы сараны, кандыка, кедровые орехи, дикий лук, ягоды и др. Лакомством считались большие пельмени с ореховой начинкой.

В XX в. была создана хакасская письменность, литературный язык, который преподается в школах. До революции существовало всего десять инородческих школ с обучением на русском языке. В настоящее время на хакасском языке ведутся теле- и радиовещание, издаются газеты, литературный альманах «Ах-Тасхыл» , художественная и учебная литература.

Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10—15 тыс. поэтических строк, исполняется сказителями (хайджи) низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей (алып), мифологические представления о природе, духах и т. д. Хайджи пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.

Популярны у хакасов лирические песни, сказки, сказания, пословицы, загадки и т. д. Лирические и сатирические песни (тахпах) исполняются как импровизации в соревнованиях певцов (тахпахчи). Национальные виды музыкальных инструментов — чатхан, варган, хомыс, пыргы и др.

Из декоративно-прикладного искусства у хакасов были развиты резьба по дереву, вышивка цветными нитками, изготовление украшений из кораллов, серебра и т. д.

Часть верующих хакасов — православные, разные группы хакасов были крещены в XVIII—XIX вв. Однако сохранились и традиционные верования (шаманизм). Главная функция шаманов — лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. У хакасов существовало почитание различных духов — покровителей семьи и рода, домашних животных. На сегодня в Хакасии насчитывается около 200 культовых мест, где совершались жертвоприношения. В последние годы хакасские шаманы принимают активное участие в международном этническом фестивале «МИР Сибири», который проводится в Шушенском районе Красноярского края.

Читайте так же:  Преднизолон и выпадение волос

Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев — в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная обрядность хакасов мало чем отличается от русских обычаев.

Основные праздники хакасов были связаны с годовым хозяйственным циклом. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочевки на летник устраивали Тун Пайрам — праздник первого айрана. На праздниках проводились спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, национальная борьба. В XIX в. хакасы стали отмечать православные праздничные даты.

В 1980-е гг. в Хакасии было возобновлено празднование Тун Пайрама, который быстро становится популярным и проводится в масштабах селений ( в т. ч. на юге Красноярского края), районов и Республики Хакасия. В 1991 г. появился новый праздник — Ада-хоорай , основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков.

Хакасы — история, уклад жизни, древние обычаи

Хакасы — немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой.

В настоящее время общее число хакасов составляет примерно 75 000 человек. Народ имеет несколько этнографических групп:

  1. Кызыльцы. Проживают в Ширинском, Орджоникидзевском регионах Хакасии.
  2. Сагайцы. Впервые упомянуты персидским ученым в рукописях 14 века.
  3. Качинцы. Русские летописцы писали об этом субэтносе с начала 17 века.
  4. Койбалы. Включали этногруппы, говорящие на самодийских языках. В настоящее время ассимилировались качинцами.

Хакасцы живут на территории Республики Хакасия, входящей в Сибирский федеральный округ. Там их находится около 63 000. В Красноярском крае живет 4 000 человек, на территории Республики Тыва — около 900.

Народ разговаривает на хакасском языке, относящемся к восточнотюркской ветви тюркских языков. Некоторые ученые выделяют его в отдельную хакасскую группу. Язык включает несколько диалектов: качинский, сагайский, шорский, кызыльский.

Официальной религией считается православие, которое было внедрено насильственно (19 век). Изначально был распространен шаманизм с культом духов, древними обрядами. Эти обычаи еще сохранились на территории проживания хакасов.

Сами себя представители этого народа называют тадар. Раньше применялись наименования: минусинские, абаканские, ачинские татары. Китайцы называли их термином «хягасы», который позже трансформировался в «хакасы».

Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата. После развала Монгольской империи было образовано киргизское государство Хоорай (Хонгорай).

16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.

Антропологи разделяют представителей этого народа на два типа: уральский и южносибирский. Оба они относятся к переходному типу между европеоидной и монголоидной расами. Хакасы имеют широкие округлые лица с узкими глазами. У них красивые объемные губы, небольшие прямые носы. Представители этого народа обладают смуглой кожей, черными волосами, темными глазами. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косы. Мужчины среднего роста, худощавые.

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали свиней, домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбная ловля была хорошо развита у кызыльцев, которые жили в регионе, богатом речной и озерной рыбой. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи. Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку. Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство.
Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.

Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Пищу принимали за низким столиком. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Ее расставляли на полках. Девушки имели богатое приданое. Они приходили в дом мужа с несколькими сундуками утвари, ковров, одежды.

Повседневная одежда мужчин состояла из рубахи и штанов, заправляемых в сапоги. Рубаха имела большой отложной воротник, свободные рукава, которые заканчивались узкими манжетами. Сверху надевался халат из сукна или шелка (праздничный). Его подпоясывали широким цветным поясом. Головным убором служила меховая шапка цилиндрической формы.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги. Платья традиционно шьют из тканей ярких расцветок. Сверху наряд дополняется безрукавкой, имеющей приталенный крой. Ее делают контрастного оттенка, дополняют вышивкой, тесьмой. Верхней одеждой является кафтан или шуба.

На праздники хакасские девушки надевают национальное украшение — пого. Оно представляет собой нагрудник округлой формы, расшитый бисером, кораллами, перламутровым декором. Интересен женский головной убор. Он выполняется в виде высокой округлой шапочки с расширением кверху. Передняя часть украшена вышивкой, ажурной тесьмой. Зимние шапки, сделанные из меха, имеют такую же форму. Такой покрой головного убора удачно гармонирует с расклешенным платьем, добавляя женственности образу.

Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время.
На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:

  1. Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.
  2. Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.
  3. Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.
  4. Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.
  5. Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.
  6. Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.
Читайте так же:  Лунный календарь стрижки волос август 2019 год

В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней.
Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия.
Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

(тадар, минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

— Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде Енисейской губернии и называются минусинскими татарами без иных определений.

Их черты лица явственно показывают, что они татары, однако в них же можно увидеть и признаки других народностей, в соседстве с которыми они существовали: киргизов, якутов и др. Вероятно, что это следы тувинцев — прежнего населения правого берега Енисея, которые потом мигрировали за Лену.

«Живописная Россия», т.12, ч.1, «Восточная Сибирь», 1895:

— Минусинские татары низкорослы и слабосильны. Нет в них ни предприимчивости, ни отваги, ни настоящего упорства в работе. К благосостоянию своему большинство относится крайне апатично. Некоторые дети учатся в школах. Они понятливы, но редко кончают курс. Любопытство, вера в чудесное и иные свойства диких племен свойственны и минусинским татарам.

Здешние татары отличаются, впрочем, пронырливостью и ловкостью. Сагайцы — ловкие зверопромышленники, а все вообще татары — прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний татарин. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, татарин стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его.

Татарин так привык к верховой езде, что чувствует себя на лошади как дома. Случается, что мертвецки пьяный татарин во всю мочь мчится верхом по степи. Конечно, бывает всякое, но, обыкновенно, лихой наездник благополучно приезжает в свой улус.

— Недавно еще единственными занятиями татар были скотоводство и звероловство. Теперь этого нельзя сказать. Правда, качинские татары остались по-прежнему скотоводами и почти вовсе не занимаются земледелием, но зато они больше не занимаются охотой. У более южных татар этот промысел остался но, вместе с тем, значительно развилось земледелие. У них оно было и раньше развито, но с тех пор еще более усилилось. Те из татар, которые живут в настоящих селениях, одни или с русскими, даже очень старательно обрабатывают землю: сеют всякие сорта хлеба и излишек их продают. Многие из кочевых татар также занимаются земледелием, но плохо обрабатывают землю, сеют только некоторые сорта хлебов исключительно для собственного потребления.

Звероловство в Минусинском округе в прежнее время было сильно развито. До сих пор еще сохранились воспоминания о нем у престарелых татар, но теперь у качинцев оно совершенно вывелось, а у подтаёжных татар, хотя и сохранилось, но далеко не имеет уже прежнего значения. Здесь, как обыкновенно в Сибири, стреляют не с руки, а с сошек. Все вообще татары, живущие около речек, имеют одноствольные и двухствольные дробовики, для охоты за птицею; а те, которые специально занимаются звероловством, имеют, кроме того, от одной до трех винтовок, непременно кремневых.

— В последнее время некоторые татары занялись торговлей. Они дают в долг товары своим одноплеменникам, потом сами назначив цены, собирают долги скотом, коровьим маслом, конскими и бычачьими кожами, овчинами и волосом. Все это они перепродают. Многие татары, падкие на кредит, окончательно разорились от этой торговли. Сами же торговцы сильно богатеют, несмотря на то, что много накапливается долгов на покупателях.

Некоторые из бедных инородцев, живущие около лесистых мест, где изобилует береза, изготовляют сани и колеса, но весьма лениво и крайне грубой работы. Поэтому такой товар сбывается только самим же татарам, по соседству.

В Минусинском округе сильно развито конокрадство. Да и как ему не быть при отсутствии всякого призора за лошадьми? У многих это даже организованный промысел и один из обычных источников существования. Лучшие лошади сбываются куда-нибудь подальше, а те, что похуже, седлаются. Таким образом кормятся целые улусы. Иногда воруют 10-20 лошадей за раз.

— Пища татар, не исключая и богатых, весьма однообразна. Круглый год варится с крупою мясо лошадиное, коровье, баранье или рыба. Хлеб обычно покупается. В большом ходу, особенно для работников, падаль и мясо от старых, увечных кобылиц. Внутренности животных во время приготовления пищи не моются, а как есть кладутся в котел, отчего варево принимает зеленоватую окраску и крайне неприятный запах. Бедность у некоторых доходит до того, что им буквально нечего есть; тогда по нескольку раз вывариваются с горстью крупы или муки кости, которые остались от прежнего избытка.

Богатые инородцы, можно сказать, ровно ничего не делают. Ранним утром начинается приготовление арьяна или араги, смотря по времени года. На таган ставится чаша, в которую вливается немного заквашенное коровье молоко; сверху чаша покрывается деревянным колпаком. Щель между колпаком и чашей замазывается свежим коровьим пометом. Из колпака проведена деревянная, медная или железная труба в сосуд, который стоит в корыте, наполненном холодной водой. Разводится сначала слабый, а потом большой огонь — и винокуренный завод готов. Хозяин с домочадцами и гостями садится в ожидании на землю, поджав под себя ноги. Вскоре сосуд начинает по каплям наполняться. Хозяйка или другая женщина угощает по очереди присутствующих, черпая теплый напиток деревянной китайской чашкою. Так как обычно эта церемония производится на голодный желудок, то скоро наступает желаемое опьянение, несмотря на ничтожную крепость напитка. При продаже и покупке скота также обязательна попойка

Вообще, пьянство сильно развито между татарами, особенно любят они наше кабацкое вино. Чем больше оно отдает сивушным маслом, тем лучше на вкус татар. Любят также наливку и церковное вино. Богатые очень охотно пьют мадеру, ром, коньяк, шампанское. Таких богачей здесь есть несколько. Но они ровно ничем не отличаются от своих собратов, только одежда у них почище, да есть, кроме юрты, более сносные дома

— Женщины у татар едва ли не больше трудятся, чем мужчины. Зимою они наблюдают за скотом, доят коров, изготовляют шубы и обувь для всей семьи, не исключая и работников. Лето они сбивают масло, вытапливают его, сливают в бычачьи и бараньи кишки и желудки, а осенью это масло продают в городе или заезжим торгашам. Правда, для этого его приходится перетапливать вторично, потому что оно очень грязно и имеет неприятный запах. Нередко женщинам же приходится возить сено и дрова. Овец и скот пасут дети или, за неимением детей, женщины и девушки.

Читайте так же:  Крем для ног против волос

— Татарские улусы расположены всегда у рек, речек и ручьев. Они иногда имеют, особенно издали, довольно живописный вид. Особенно привлекателен улус, когда он состоит из юрт, обтянутых берестою и выделяется на зелени леса или кустарников. Ближе к верховьям Абакана местность гориста, и там улус расположен иногда посреди гор, окружен скалами. Встречаются и такие улусы, которые расположены в голой степи. В улусе бывает от 5 до 10 семейств, или до 20 юрт и редко более. Этим, а также полною безалаберностью в расположении построек, улус резко отличается от русской деревни.

— Чем богаче татарин, тем дальше он живет от прочих, потому что ему надо много места для скота. Но дома таких богачей внутри грязны до невероятности, даже грязнее, чем юрты. Пыль и паутина никогда не обметаются; запах в помещении тяжелый; по стенам висят лубочные картинки или коробки от конфект.

Татарские юрты куполообразны или конические. Последние встречаются у бедных и у тех, которые еще не успели устроиться, у молодых. В юрте налево от входа мужская сторона, направо — женская; посредине же находится постель главы семейства, иногда очень богато убранная. Бросается в глаза изобилие сундуков, и можно бы, пожалуй, подумать, что в этих сундуках и ящиках хранится что-нибудь ценное. Но многие из них совершенно пусты, а в других находится только какое-нибудь тряпье. Справа у входа стоит кадь с заквашенным молоком, которым всегда угощают гостя. Вход в юрту с восточной стороны. Посредиие — очаг. Хотя нельзя сказать, чтобы в юрте всегда стоял дым, но все-таки гарь есть. В ветреную погоду дым стелется по юрте. Не мудрено поэтому, что между пожилыми татарками попадается так много потерявших зрение.

— Татары в настоящее время далеко не всегда живут в юртах. Большинство строит на зиму избы: бедные — простые зимники, а достаточные — настоящие избы, пятистенные, но только с очень скудною обстановкою. Но именно вследствие этой неприглядности изб и зимников, из них тотчас же перебираются, как только потеплеет и исчезнет необходимость жить в непривычной, неприятной обстановке. Летняя юрта отличается от зимней. Зимняя обтянута войлоком, а летняя или сделана из леса, или обтянута выпаренною берестою.

— Старший в татарской семье, будь то отец, дед или старший брат, пользуются всегда большим уважением, гораздо большим, чем у русских. Свекор и старший брат мужа пользуются от невестки даже особым, как бы религиозным почетом. Татарка никогда не смеет назвать их по имени, не произносит этого имени, даже если его имеет еще кто-то посторонний. При встрече со свекром или деверем, татарка должна или отвернуться, или убежать.

Супружеские отношения не особо завидны. О ласковом обращении нет и помину. Драки же происходят часто, притом, обычно так, что сначала, положим, муж бьет жену, и та не сопротивляется, потом, после некоторого промежутка, жена начинает бить мужа, который тоже не сопротивляется, и все это совершается молча. У многих татар бывает по две-три жены, которые живут в ладу, но только в разных юртах, хотя часто сходятся поговорить между собою.

Здешние татары почти все считаются христианами, но, строго говоря, они настоящие язычники, усвоившие лишь кое-какие внешности из православия. Например, они сильно уважают, как и многие другие сибирские инородцы, Николая-угодника и праздники Рождества, Крещения, Воскресения и Троицы. В эти дни многие с семействами съезжаются в церкви, не жалеют денег на покупку свеч и сами ставят их к иконам. Впрочем, при покупке, громко торгуются, нисколько не стесняясь.

Хака́сы коренной народ Сибири, титульный этнос Республики Хакасия.

Тадар, множественное число: Тадарлар.

Помимо хакасов автоэтноним «тадар» утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири — шорцев, телеутов и северных алтайцев.

Термин «хакас» для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от «хагасы», как назывались в китайских источниках IX—X вв. енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

Численность и расселение

Всего: 75 000 человек.

В том числе, в РФ, по переписи 2010 года, 72 959 человек.

— Хакасия 63 643 человека,

— Красноярский край 4 102 человека,

— Тыва 877 человек,

— Томская область 664 человека,

— Кемеровская область 451 человек,

— Новосибирская область 401 человек,

— Иркутская область 298 человек.

В основном проживают в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Когенек, сигедек, сикпен, пого. О чём расскажет хакасский костюм?

По одежде можно судить о социальном статусе её владельца, семейном положении, принадлежности к определённому этносу и даже роду.

Хакасский костюм — это философия, в которой система знаков и символов, заключённых в одежде, соответствует картине мира этноса. От головного убора до обуви, покроя и вышивки — в национальной одежде ещё много нераскрытых тайн, убеждена специалист по хакасскому костюму Раиса Абдина, которая рассказала «АиФ-Красноярск» об особенностях национального костюма.

Практичная и красивая

«Сегодня при выборе одежды мы руководствуемся тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции».

Праздничный костюм хакасов яркий, красочный и самобытный. В изготовлении такой одежды использовались шёлк, парча, бархат, меха. Украшалась она оригинальной вышивкой, и всё это смотрелось очень органично.

«Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой. Такое платье (кӧгенек — хак.) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный — считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет — синий, приносящий удачу в охоте», — делится секретами хакасского костюма Раиса Петровна.

Комплекс национальной одежды хакасов, бытующий и сегодня, не будет полным без женской безрукавки (сигедек — хак.), надеваемой поверх праздничных шуб или платья с глубокими вырезами-проймами на спине, с отделкой полы и пройм. Другой вид верхней одежды — сикпен, сшитый из тонкого сукна свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивали перламутровыми пуговицами с мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивали растительным орнаментом.

Одежда оберегает

Головные уборы хакасов насчитывают более десяти видов. Шапка определялась видом меха, материала, покроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.

В середине ХIХ века повсе­дневным женским головным убором стал платок. У хакасок он завязывается особым способом: платок складывается по диагонали, затем делается подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывается на затылке.

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но ещё и оберегает его. Поэтому было немало предписаний, примет и запретов. Так, например, порванные вещи считались принадлежностью мира умерших и становились целыми в их стране. Умерших людей хоронили в платье навыворот, а шубу надевали внутренней полой наружу. В хакасском мировоззрении нижний мир противопоставлялся среднему (миру людей): любые непорядок, разрушение, ссора, порок притягивают обитателей нижнего мира. Поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду, ходить с незастёгнутыми пуговицами, подавать вывернутое платье, перелицовывать одежду. Нежелательно продавать личную одежду, поскольку с ней могло уйти счастье.

«Зато хакасские женские украшения всегда пользовались популярностью. Им придавали большое значение и носили как дополнение к национальному костюму и в качестве оберега от злых сил. При изготовлении украшений любили использовать кораллы, перламутр, бисер, серебро, — продолжает мастер. — Но важнейшее место занимает нагрудник пого. Его изображение есть на некоторых каменных изваяниях, относящихся к окуневской культуре(II тыс. до н. э.)».

Древняя символика

В хакасской культуре пого всегда служило оберегом, заключало в себе множество древних символов: бесконечности, пространства, времени.

Пого содержало в себе посредством графически выраженных геометрических и растительных форм «диалектику» мировоззрения, стихийное природное начало. Код, скрытый за сложной символикой данного украшения, очень трудно расшифровать. Пого имеет определённые стандарты в размещении деталей на поверхности основы.

Хакасская традиционная одежда была вытеснена европейским костюмом. Сегодня национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники — Тун Пайрам, Чыл Пазы. Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы — интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.

Похожие статьи:

  • Керастаз для густоты волос Активатор густоты и плотности волос Densifique *Среди продуктов Kérastase Наносить 1 ампулу на корни сухих или отжатых полотенцем волос ежедневно в течение 3 месяцев . Быстро впитывается. • Снимите крышечку с ампулы.• Закрепите аппликатор […]
  • Лореаль завивка для волос Химическая завивка Лореаль Loreal Beach Waves Набор для натуральных волос 200 мл Подходит для разных типов волос. Loreal Beach Waves Набор для чувствительных волос 200 мл Укладка Beach Waves - Эффект пляжных волн до 8-ми недель. Loreal […]
  • Кислотный бальзам для волос Кислотный бальзам ополаскиватель Кислотный ополаскиватель BERRYWELL® обеспечивает Вашим волосам ежедневный уход, придает им мягкость и эластичность, оживляет волосы и придает им очаровательный блеск. Катионный кондиционер Защищает […]
  • Прически для малышей 2 года девочке Прически маленьким девочкам 2 3 года Прически для маленьких девочек на любую длину волос Многие женщины мечтают о дочери, которая будет их собственным отражением и, конечно же, такой же модницей, как и мама, что будет касаться не только […]
  • Маска для сухих волос по всей длине Маски для сухих и поврежденных волос Домашние маски для сухих волос необходимо делать один (по необходимости два) раз в неделю. Обычно их наносят на влажные или сухие пряди (уделяя особое внимание кончикам) за 30-40 минут до мытья […]
  • Краска для волос сьёс с 13 Осветлитель для волос SYOSS №:13.0 Ультра - отзыв Желток, ржавчина и все грязно-желтые и грязно-рыжие оттенки прощайте. Syoss избавил меня раз и навсегда от этих цветов! Всем привет!) Начну свой отзыв сразу с положительных моментов! Я […]