Правда или нет волос пророка

Правда или нет волос пророка

В Московскую соборную мечеть привезли важнейшую реликвию мусульман — волос пророка Мухаммеда. Этот подарок столичному мусульманскому сообществу сделал Рамзан Кадыров. Ранее волос находился в мечети «Сердце Чечни». 6 сентября все желающие смогли созерцать реликвию в ходе вечерней молитвы. После этого ее поместят в надежное место и в дальнейшем будут выставлять только по торжественным случаям. Почему волос Мухаммеда важен для мусульман, разобралась МОСЛЕНТА.

«Мы сейчас находимся в Грозном, через некоторое время состоится торжественная передача волоса от хранителя реликвии пророка Мухаммеда, уважаемого главы республики Рамзана Ахматовича Кадырова, а затем мы специальным бортом привезем волос в Московскую соборную мечеть, где состоится передача на вечное хранение. Затем она будет демонстрироваться у нас в мечети», — рассказал МОСЛЕНТЕ за несколько часов до торжества первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Адам Делимханов и председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин с почитаемой мусульманами во всем мире реликвией — волосом пророка Мухаммеда

Волос Мухаммеда привозят в Москву не в первый раз, сообщила МОСЛЕНТЕ пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева. «В январе прошлого года на Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда — прим. МОСЛЕНТЫ) наши дагестанские братья предоставили такую возможность — привозили волос на одни сутки. Он был выставлен в «Крокусе» во время праздничных мероприятий», — сказала Газиева МОСЛЕНТЕ.

По ее словам, 6 октября доступ к волосу «будет открытым». «Придет столько народу, сколько сможет вместить мечеть», — сказала пресс-секретарь.

Частицы тела, такие как пот из тела благословенного пророка, волос из головы благословенного пророка — конечно, наиболее уважаемы

Однако для постоянного созерцания волос не откроют — реликвия будет демонстрироваться только по торжественным случаям и крупным праздникам.

Волосы, пот и другие частицы

На территории России есть несколько реликвий, связанных с вещами пророка Мухаммеда и фрагментами его тела.

Согласно исламскому преданию, все эти предметы веками передавались из рук в руки от ближайшего окружения пророка к современным шейхам.

Фото: Илья Питалев / ТАСС

Раньше реликвия хранилась в грозненской мечети «Сердце Чечни»

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Московская Соборная мечеть станет новым домом для волоса Мухаммеда

«Достоверно известно, что после совершения прощального хаджа пророк Мухаммед сбрил волосы и раздал их сахабам — своим сподвижникам, — рассказал МОСЛЕНТЕ муфтий Альбир Крганов. — Из истории ислама мы знаем, что такой праведный муж как Халид ибн Аль-Валид (полководец, сподвижник Мухаммеда — прим. МОСЛЕНТЫ) носил волос пророка в чалме. Мусульмане всего мира с уважением и почтением относятся к вещам пророка. Но частицы его тела, такие как пот из тела благословенного пророка, волос из головы благословенного пророка — конечно, наиболее уважаемы».

По словам Крганова, президент Чеченской республики Рамзан Кадыров — «хранитель многих благословенных вещей». Волос пророка он получил от шейха Ахмада Мухаммада Аль-Хазраджи из Абу-Даби.

Будучи выходцем из племени курайшитов (коренное население Мекки, к которому принадлежал пророк), шейх владеет более чем 260 предметами, связанными с Мухаммедом. Многие из этих вещей были преподнесены в дар российским мусульманам во время визита шейха в Дагестан и Чечню. А теперь Кадыров решил поделиться с московской мусульманской общиной частью «баракята», то есть благодати.

Радикальный исламский мыслитель Гейдар Джемаль видит ситуацию в несколько ином свете. «Недавно в Эмиратах был разоблачен псевдошейх, который занимался продвижением «реликвий» и даже пытался всучить нечто Рамзану Кадырову», — рассказал МОСЛЕНТЕ исламский интеллектуал.

Волос Мухаммеда — фикция. Этим занимаются мошенники

Джемаль утверждает, что шейх был арестован, а история его разоблачения доступна в интернете. МОСЛЕНТЕ, впрочем, подобной информации обнаружить не удалось.

Не поклонение, а почитание

Существуют разные точки зрения на статус реликвий в исламе. «Волос Мухаммеда — фикция. Этим занимаются мошенники, — сообщил МОСЛЕНТЕ Гейдар Джемаль. — Ислам — это религия, отрицающая любые изображения, противостоящая идолопоклонству, и только невежественные люди, зараженные предрассудками, навеянными, в частности, христианством, пытаются практиковать нечто подобное культу реликвий», — уверен Джемаль.

В определенных суфийских толках ислама можно говорить о вере в наличие сверхъестественных свойств у того же волоса пророка, но это не общеисламский тезис

По его словам, именно в попытке уйти от многобожия состоит главное внутреннее усилие правоверного. «Человек по своей природе склонен к идолопоклонству, и в материалистическом обществе это проявляется еще сильнее: футбол, звезды и так далее. А ислам — это движение против потока, против шерсти», — рассказал он.

Между тем, большинство мусульман подчеркивают, что вовсе не поклоняются реликвиям, а только чтут через них память пророка. «Мусульмане не молятся на реликвии. Мусульмане молятся только всевышнему творцу. Это все понимают, хотя некоторые люди пытаются рассказывать небылицы. Священные предметы — это просто напоминание о пророке», — подчеркнул Крганов в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.

Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Павел Костылев в беседе с МОСЛЕНТОЙ отметил, что волос пророка в исламе — реликвия того же рода, как, например, туринская плащаница в христианстве.

«Для всех, кроме представителей радикального ислама, статус пророка несравнимо выше, чем статус обычных мусульман», — сказал эксперт, отметив, что представление о благодати, проявляющееся в отношении к вещам пророка, характерно для всех полноценных религий.

Он, впрочем, также отметил, что речь идет только о памяти и уважении, но вовсе не о поклонении. «В определенных суфийских толках ислама можно говорить о вере в наличие сверхъестественных свойств у того же волоса пророка, но это не общеисламский тезис», — сказал Костылев.

В Дагестан привезли священные мусульманские реликвии Пророка Мухаммеда

25 августа 2013 23:00 23

В Дагестан 25 августа в торжественной обстановке привезли на самолете из Саудовской Аравии священные мусульманские реликвии — вещи, которые принадлежали пророку Мухаммеду. Находятся эти вещи на хранении в городе Абу Даби, среди привезенных артефактов — волосы пророка, халат, в который был одет Пророк Мухаммед в ночь «Вознесения», а также некоторые его предметы домашней утвари.

У аэропорта Каспийска , как отметили в Муфтияте Дагестана, встречать священные предметы собрались тысячи мусульман, приехавшие со всего Северного Кавказа . Встретили вещи Пророка в аэропорту муфтий республики Ахмад-хаджи Афанди и члены правительства республики.Путь реликвий в Дагестан сопровождает около пятидесяти человек – потомков Пророка.

Кроме того, еще несколько вещей пророка прибудет в Дагестан другими двумя авиарейсами. Всего же в республику привезут порядка двадцати мусульманских реликвий. Сама выставка религиозных реликвий откроется в республике 26 августа, проходить будет в спорткомплексе имени Али Алиева и на стадионе «Анжи-арена», продлится ровно пять дней.

Как ожидают устроители, всего экспонаты посмотрят более двух миллионов человек.

— Впервые на землю Дагестана прибыли реликвии пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. Уважаемые дагестанцы! Давайте смягчим наши сердца, и пусть время пребывания реликвий на нашей земле станет началом единения нашего народа, внесет мир, спокойствие и благополучие в наши дома, — обратился к жителям республики врио президента Дагестан Рамазан Абдулатипов .

Еще больше материалов по теме: «Религия Северный Кавказ »

Волос Мухаммеда и ещё 7 великих религиозных реликвий мира

В честь открытия после многолетней реконструкции московской Соборной мечети в российскую столицу будет доставлена одна из главных реликвий мусульманского мира.

Интересно, что по всему миру существует множество мест, где хранятся аналогичные реликвии — другие волосы с головы пророка Мухаммеда.

Даже в России, кроме реликвии, которая отныне будет храниться в Москве, существует ещё два настоящих волоса пророка, которым любой верующий может поклониться. Они хранятся в Махачкале и Твери. Согласно легенде, подлинность принадлежности волоса пророку доказывают его особые свойства: он источает аромат и не отбрасывает тень.

Туринская плащаница

Плащаница, которая хранится в итальянском городе Турине, по преданию, является именно тем куском ткани, в который было завёрнуто тело Иисуса Христа. На плащанице отпечатались следы тела и крови пророка.

Об обретении плащаницы стало известно в 1353 году, спустя 13 веков со смерти пророка. Один из участников Крестовых походов объявил о том, что обладает этой реликвией. С 1532 года плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Христианская церковь расходится в своих взглядах на подлинность Туринской плащаницы. Официальные же исследования показали, что дата производства материи, скорее всего, относится к XIV веку нашей эры.

Позже реликвия была перевезена на Цейлон, где хранится и по сей день. Сегодня остров переименован в Шри-Ланку, а сотни тысяч верующих ежегодно прибывают в храм Далада Малигава, возведённый специально для этой реликвии в XVIII веке в городе Канди.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Сам зуб видели очень немногие. В очень редких случаях, когда показывают реликвию, её укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса.

Волос с бороды Мухаммеда

Ещё одна мусульманская реликвия — также волос. Он тоже принадлежал пророку Мухаммеду. Только на этот раз волос не с головы, а из бороды пророка.

Если верить преданию, то после смерти Мухаммеда преданный ему цирюльник сбрил бороду и сохранил её. Правда, через века до наших дней дошло всего три официально признанных волоса великого пророка.

Одна из реликвий, главная, хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Также волос из бороды пророка можно лицезреть в специальной капсуле в мечети Хазратбал, которая находится в городе Шринагар в Индии. Есть волос из бороды Мухаммеда и в России. Удивительно, но он находится в Тюменском областном музее. В нашу страну реликвия попала в конце XIX века, благодаря купцу-меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову.

Одна из главных христианских реликвий — терновый венец, который был надет на голову Иисуса Христа по приказу прокуратора иудейского Понтия Пилата и находился на ней на протяжении всего его пути на гору Голгофу, где сын божий и был распят.

Сегодня святыня хранится в одном из самых знаменитых католических храмов мира — в соборе Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Туда он попал из базилики Сен-Шапель, куда венец был помещён королем Людовиком IX Святым, выкупившим в своё время реликвию, заложенную в венецианский банк константинопольским императором.

По преданию, тело Будды было сожжено по существовавшему тогда канону: перед преданием огню мощи были завёрнуты в 500 двойных саванов. Такой метод, согласно легенде, позволил сохраниться лишь костям Будды, первому и последнему слоям ткани.

После кремации на мощи святого претендовали восемь областей Индии. В итоге они были разделены на восемь частей и заложены в основания восьми ступ — специальных сооружений для хранения реликвий. Позже ступы были вскрыты, а мощи разделены на ещё большее количество частей, которое, по самым смелым подсчётам, и вовсе может составлять 84 тысячи.

В связи с этим дальнейший путь реликвии, а также подлинность каждой из частей мощей Будды определить практически невозможно. Сегодня они хранятся во множестве уголков света, в том числе и в России. Правда, в Европе есть лишь одно место, где хранятся мощи Будды, — это центральный буддистский храм Республики Калмыкия.

Голова Иоанна Крестителя

Предтеча Иоанн, который крестил Иисуса, был обезглавлен. После этого его тело было погребено, а голова осталась во владении приказавшей убить его Саломеи — дочери Иродиады, жены тетрарха Галилеи Ирода Антипа.

По преданию, голову вынесла одна из служанок. После этого святыня была погребена, а после вновь обретена христианской верой. Причём было сразу три обретения головы Иоанна Крестителя, которые и празднуются Православной церковью. Правда, католики верят в подлинность лишь одной реликвии, той, которая хранится в Риме, в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Но есть и другие места, где якобы находится голова святого. Так, например, последователи ислама уверены, что голова Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Также на обладание единственной подлинной святыней претендуют французский Амьен, турецкая Антиохия и Армения.

Пояс Девы Марии

Согласно верованию, пояс Девы Марии вместе с ризой — это то немногое, что осталось нам от матери Иисуса Христа. За два тысячелетия он был разделён на несколько частей, которые ныне хранятся в разных странах.

Самые известные находятся в монастыре Ватопед на Афоне и в кафедральном соборе Прато в Италии. Самый маленький кусочек достался московскому храму Илии Пророка Обыденного. Также утверждается, что части пояса Девы Марии хранятся в монастыре Троодитисса на Кипре и Влахернской церкви в грузинском городе Зугдиди.

Вопрос о «реликвиях» Пророка Мухаммада, мир и благословение ему

В последнее время очень многие задают один и тот же вопрос о том, что в некоторые республики Кавказа привезли «какие-то реликвии пророка Мухаммада (мир ему)» и что люди совершают к ним паломничество. В связи с этим редакция Ансар.Ru обратилась к известному российскому проповеднику шейху Мухаммаду Карачаю с вопросом, как к этому относиться?

Ответ: Я точно не знаю, откуда привезли эти вещи и действительно ли они принадлежали Пророку (мир и благословение ему) или это подделки. Если эти вещи действительно принадлежали ему, то нет греха в том, чтобы прийти и посмотреть на них. Но точно, что нельзя — так это совершать паломничество к ним, придавать им некую Божественную силу и смысл.

Сам Посланник Аллаха, мир ему, запрещал возвеличивать его самого при жизни, так тем более нельзя превозносить «реликвии». Также очень опасно вызывать ажиотаж вокруг этих предметов. Если кто и посетил их, то пусть спокойно посмотрит, сделает из этого для себя выводы, приложив усилия изучать Сунну и сиру Пророка, мир ему.

Важно помнить, что любовь к благословенному рабу и Посланнику Аллаха должна выражаться в следовании его Сунне, а не в любовании каких-то предметов.

Сказал первый Праведный халиф Абу-Бакр в день смерти Посланника, мир и благословение ему: «Кто поклонялся Мухаммаду, то, воистину Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, то Аллах живой и не умирает».

Шейх Мухаммад Карачай

16 комментариев

эти реликвиии предназначены для умалишеных суфистов чечни и дагнстана, а здравомысляшие мусульмане не придают этому особого значения

. а что здравомыслящие ослы тоже бывают?

В общем был я на этом сборище, немного вынужденно, ну и за одно провел что называется экскурсию. Народу было куча, женщин в 3 раза больше чем мужчин. Что бы зайти внутрь, в этот день, примерно нужно было пройти 1,5 км, женщинам 2 км. Народ делили на мужчин и женщин, после собирали в колонны по примерно 50 человек и так двигались оставляя небольшое расстояние между колоннами. Скорость прохождения примерно 10 метров за 10 минут, хотя более шустрые и не ведущиеся на разговоры о том что у вас бараката не будет перескакивали с колонны на колону и проходили на много быстрее. Время потраченное в пути у меня заняло 5 часов, женщины прошли за 14 часов. Беременных, с детьми, инвалидов а так же изображающих из себя инвалидов — пропускали без очереди. Из разговоров узнал что до этого в один день скончались 3 женщины, еще у одной начались схватки, а одна прямо родила здесь. О чем думали их родные отправляя их сюда, неизвестно! 90% были аварцы, в основном на нем же разговаривали волонтеры, видимо с аварских районом набирались. Народ тоже в основном с районов был. Основная идея посещения у организаторов — зиярат (святое место). Т.е люди приходят на святое место что бы получить баракат (божественное благословение). Об этом говорится по всему пути и непосредственно на входе в здание с реликвиями. По народу, ощущение что большинство пришли как на какое то мероприятие, просто что бы посмотреть на других и отвлечься от быта. Внутри же ничего особого нет, волосы, иногда просто по одному экземпляру, которых не всегда успеваешь даже просмотреть при прохождении. Шапка и накидка и еще кое что принадлежавшие первым мусульманам, ну и все на этом. На последок хочется отметить что волонтеры работали хорошо и культурно, хотя некоторые срывали даже голоса. В любом случае им спасибо. Ну и отдельное спасибо организатору — Сулейману Керимову за то что показали на весь мир, что мы не отстаем от православных в почитании святых вещей, и за раздор внесенный в ряды мусульман из-за отношении к этому мероприятию. На этом все!

Читайте так же:  Ретро прически на стрижку каре

Валлахи брат в чтении мусульманской книги или одного аята Корана бараката больше чем в этом сомнительном похождении.

Rasdag. Ты — идолопоклонник и подражаетель православным идолопоклонникам.

Rasdag рассказал обо всем с сарказмом, зачем его обвинять в таких вещах?

репортаж прям с места событий получился)))

Вспомнился пояс Богородицы, которому ждали очереди по трое суток, чтобы поклониться. Люди возвращаются в первобытные верования?

пояс Богородицы — конец ноября 2011 года. Я был в это время в Москве, совсем недалеко от ХХС, но под замком. Люди рассказывали, как они там стояли. Спрашиваю, вот ты поклонился этому поясу, а в церковь-то ходишь? Нет, говорит, не хожу. Там было очень много автобусов, в которых можно было греться и бесплатная кухня. Говорят, это было раздолье для бомжей — и тепло, и поесть можно от пуза:) Да еще и свои очереди продавали — тут и деньги на выпивку:)

Как вы смеете уподоблять мусульман христианам, для вас табаррук сподвжников к всему что связано с Пророком с.а.с. неизвестен чтоли

Для вас Мухаммад Карачай я вам подскажу чтобы знали точно почитайте интервью хранителя реликвий http://islamdag.ru/vse-ob-islame/11348

Достойный ответ, Мухаммад Карачай. Пророк всю жизнь проповедовал против идолов и идолопоклонства. Как-вы сказали, можно посмотреть, подумать, но не идеализировать предметы. Важно следовать Корану и сунне пророка(сас). Дорогие братья и сестры. Ислам это не сказки и не чудеса. Это свод правил для жизни в этом мире, указанное Всевышним, преподнесенное Пророком(сас). первым делом изучите исламскую акиду, т.е вероубеждение, ведь единожды уразумев правильный суть ислама, не собьетесь с правильного пути.Какие бы шоу не устраивали в этом мире, сможете различить разрешенное от запретного.

В сборнике сахих аль-Бухари говорится что Ибн Сирин сказал Абидату (один из известных табиинов) что у него находятся волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) которые достались от сподвижника Анаса (да будет доволен им Аллах). Тогда Абида сказал: «Чтобы волос его был у меня для меня дороже чем этот мир и все что в нем». В другой версии хадиса приводится что он сказал: «…..чем обладать всем золотом и серебром в мире».
Имам Захаби комментируя этот хадис пишет: «Это высказывание Абида – мерило совершенства любви, то есть готовность отдать предпочтение волосу Пророка над всем золотом и серебром этого мира есть мерило совершенства любви к Пророку. И подобное говорит этот имам через пятьдесят лет после Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Муаз. Хвала Всевышнему ,что в свое время нашлись ,такие же «умалишенные» которые сохранили их ,от вандализма «здравомыслящих» которые сносили буквально все на их пути что могло напоминать О Пророке (с.а.с) ,мол боролись с ширком. Вспомните ,во что они превратили дом Посланика как в Мекке так и в Медине,смотрите что они сделали с мечетями в которых Посланних Аллаха просил дуа от Аллаха на победу против мушриков в день Хандака ,смотрите как заливали бетоном колодцы которые находились на обоих выходах мечети Куба с которых Пророк (с.а.с.) брал омовение ,когда в одном из колодцев прекратила выходить вода,то Пророк плюнул в нее и с тех пор от него выходила вода со вкусом меда ,смотрите как снесли нагробные камни сахабов чтоб не кто не узнавал их ,а ведь с могилами семьи саудитов так не поступали,а ведь крепости евреев бану кураайза до сихпор в целости и сохранности ,кстати саудиты сами говорят что племя Саудитов идет от племени курайзитов (евреи) . Снесли дом тот который в Мекке ,на место него построили общественный туалет , хочу отметить ,туалет был построен в конце прошлого века когда обнаружил его (дом Посланника) известный архиолог Сами Анкауи ,посмотрите с какой болью он это рассказывает . http://www.youtube.com/watch?v=TuKHjKKFokU
Давай теперь вспомним как относились сподвижники реликвиям Пророка . Разве вы не видели в сирах ,когда протока стригли все кидались собирать его волосы кому -то больше а кому-то меньше доставалось из чила тех которые собирали волосы Посланника оказался и Халид б. Валид ,ему досталось лишь одна волосина ,которую пришил к своей шапке ,наверно наверно вам знакома это история ,когда во время битвы упала с него шапка ,он забыл обовсем и кинулся искать ее ,я не думаю что Халид совершал Ширк любя Пророка и нося его волосину у себя над головой ,дай Аллах нам любви к Пророку подобно любви Халида к нему . простите за грамматичесские ощибки

Почему мусульмане стали сравнивать своих братьев с другими религиями ,разве не говорил Посланник Аллаха что мусульмане лучшая умма из всех кто были до них? Любовь уважение реликвиям ,это выражение любви тем,кто их носил.Много хадисов и асаров о том как брали сахабы и табиины от реликвии Посланника(с.а.с).Я горжусь что наши народы так сильно любят нашего пророка,не жалея сил средств и здоровья пришли посмотреть на следы Пророка(с.а.с.).Если представить себе ,если народ так отнеся реликвиям ,это говорит о том,что, Пророку на разы большим уважением и любовью относятся .

http://www.youtube.com/watch?v=8cN03rixbBQ советую посмотреть (на арабском)

Информация доступна только зарегистрированным пользователям.

Размещение рекламы

Новости по теме

Кто был учителем Мухаммада (мир ему и благословение)?

В Дагестан будут доставлены реликвии, связанные с жизнью пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и современные мусульмане

Еще новости по теме

Пророк Мухаммад (с.а.с.)

Умма и ее единство: как поступил бы Пророк?

Пророк Мухаммад – наилучший советчик и психолог

Волос Пророка в Ингушетию не привезли

В Ингушетию привезут волос Пророка Мухаммада – Сакал аш-Шариф

Правда о Пророке Мухаммаде для немусульман

Читайте сиру, покупайте книги!

Мухаммад представляет человечеству своего брата Иисуса

Два урока из Сунны

Любовь к посланнику Аллаха

Архив рубрики «Прямой путь»

Задачами информационно-аналитического канала с момента его появления является донесение объективной и достоверной информации о событиях в России и мире и происходящих в обществе процессах, консолидация мусульманской уммы России, выявление случаев дискриминации по религиозным и национальным признакам, защита прав верующих.

«Ансар.Ru» имеет собственных корреспондентов в различных регионах России и предлагает вниманию читателей как оперативную новостную информацию, так и эксклюзивные аналитические статьи, обзоры, религиозно-богословские материалы, мнения известных экспертов по различным вопросам.

Материалы, публикуемые на «Ансар.Ru», рассчитаны на самую широкую аудиторию. Сайт освещает как собственно религиозную, так и политическую, экономическую, культурную, общественную жизнь мусульман России и зарубежья. Одной из наиболее актуальных тем, которые находят место на страницах «Ансар.Ru», является развитие исламской банковской сферы, исламских финансов и халяль-индустрии.

«Если человек увидит волос пророка, это как будто он его самого увидел»

Талгат Таджуддин передал Татарстану священную реликвию и провозгласил Болгары «первой столицей ислама после Медины»

Принципиально важный шаг в сторону превращения в настоящий мощный центр паломничества мусульман сделал накануне Болгар. В ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял волос пророка Мухаммеда, который до этого хранился в Башкортостане, а отныне навечно будет храниться в Белой мечети. По словам духовных служителей, верующим Татарстана еще только предстоит осознать исторический масштаб данного события.

«ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ИСЛАМА ПОСЛЕ МЕДИНЫ»

Великим поступком назвали вчера передачу председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджуддином волоса пророка Мухаммеда на вечное хранение в Белую мечеть Болгар. Это самое важное событие «Изге Болгар җыены», считает глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. «Здесь, в Болгаре, иншаллах, будет баракат (благополучие)! Это ведь не просто какой-то волос! Еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как это он смог это сделать — отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», — эмоционально выступил Бердиев.

Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии. Город Болгар — первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада. А сейчас, даст Аллах, один волос с бороды пророка Мухаммеда (да благословит Аллах его и его семью, да приветствует!) передадим на вечное хранение в город Болгар. Если тело нашего пророка Мухаммеда похоронено в Медине, то волос от его бороды будет храниться в Болгаре».

Затем внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди вынес небольшой сосуд, напоминающий миниатюрную мечеть с водруженным на нее полумесяцем, внутрь которого был помещен волос пророка. Таджуддин, поцеловав сосуд, передал его врио президента РТ Рустаму Минниханову, который принял его и также поцеловал, а вслед за ним его примеру последовали все, кто был в «президиуме».

«110 лет волос хранился в Уфе, — пояснил Таджуддин, — до этого — в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру (пятый муфтий Мухаммадьяр Султанов (1837 — 1915) был назначен указом Александра III 2 января 1886 годаприм. ред.) турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

«ЭТО МЕСТО, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ТРОЕ СПОДВИЖНИКОВ МУХАММЕДА»

Отметим, что в нынешнем году праздник, собравший тысячи людей со всех регионов России и множество зарубежных гостей, впервые проводился после того, как ЮНЕСКО внесла Болгар в список всемирного наследия. К слову, на церемонии открытия зачитали приветствие директора организации в России Ирины Боковой, которая считает важнейшим для Татарстана и многих народов за его пределами исторические значение добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году. «Это событие ежегодно привлекает значительные паломнические потоки верующих на святую землю Древнего Болгара, который воспринимается как яркий символ истории, культуры и веры», — подчеркнула Бокова.

Если же вернуться к хронологии событий, то ведущие торжественной церемонии открытия «Изге Болгар җыены» актеры камаловского театра Ильдус Ахметзянов и Фанис Зиганшин назвали Болгар «святой землей, местом, где погребен золотой век нашего народа». «Болгар — это место, где похоронены трое сподвижников пророка Мухаммеда, здесь правили 36 ханов. Здесь можно на каждом клочке земли сесть и прочитать намаз в честь наших предков», — говорили ведущие поочередно, как бы подхватывая эстафету друг у друга.

Первым с приветственным словом выступил Минниханов. «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим (во имя Аллаха милостивого и милосердногоприм. ред.)! Дорогие гости праздника! — обратился он. — От имени руководства Татарстана, Государственного Совета, правительства и от себя лично приветствую вас на святой земле Болгар. У нас, у всех мусульман, сегодня есть возможность собраться здесь, чтобы почтить память своих предков, высказать друг другу наилучшие пожелания, посоветоваться, поговорить. Болгар с каждым годом становится все краше, все вы знаете, что он попал в список ЮНЕСКО, становится удобнее приехать сюда. В этом году мы начали строить здесь гостиницу и в дальнейшем планируем осуществлять здесь не менее грандиозные планы. Я хотел бы выразить благодарность нашему первому президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Именно под его руководством здесь делаются большие дела. Всех поздравляю с большим праздником, желаю всем крепкого здоровья и надеюсь, что в будущем мы еще не раз встретимся на этой священной земле. Спасибо нашим гостям, Аллах вашу доброту не забудет. Спасибо вам!»

«КОГДА МУХАММЕД ОТПРАВЛЯЛ В БОЛГАР СПОДВИЖНИКОВ, НЕ БЫЛО НИ КАИРА, НИ БАГДАДА»

Минтимер Шаймиев, выступая с небольшой речью, поблагодарил всех: президента России Владимира Путина, врио президента РТ Рустама Минниханова, руководителей предприятий, предпринимателей и «простых граждан» — за участие в восстановлении памятников в Болгаре. «Сделано немало, предстоит еще больше, — сказал Шаймиев. — Здесь еще появятся новые музеи, в то же время речь идет о создании крупнейшего центра по изучению ислама. И уже от слов начали переходить к делу. Особенно хочу выделить, что в нашем сегодняшнем празднике участвуют религиозные деятели с Кавказа, а это означает, что по всей России все мусульмане объединились. Очень красивые и очень правильные слова были сказаны сегодня во время встречи религиозных деятелей с Рустамом Нургалиевичем — с помощью оружия ничего решить невозможно. Главное, мы должны поднять авторитет своей религии, а через это в наши дома, даст Аллах, придут мир, спокойствие и благополучие. Пусть Аллах ниспошлет нам это».

Шаймиев также рассказал, что утром в Белой мечети в присутствии Минниханова главами централизованных религиозных организаций РФ было подписано четырехстороннее соглашение, утверждающее Социальную доктрину мусульман России. Соглашение подписали уже упомянутые Бердиев, Таджуддин, а также председатель совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин.

Читайте так же:  Что нужно для лечения и роста волос

Кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина Родина, как следует относиться к немусульманам — на эти вопросы отвечает Социальная доктрина российского ислама, и на ее обсуждении татарстанской мусульманской общественностью в Российском исламском университете в конце мая присутствовал и «БИЗНЕС Online». Тогда рабочий проект социальной доктрины включал в себя 7 положений (с многочисленными пунктами). Первая ступенька, следующая сразу за введением, — «ислам и общественная мораль», далее по лестнице иерархий — «исламское образование», «отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений», «отношение ислама к крайностям и радикализму», а также к государству и политике. И, наконец, «мусульмане и экономические вопросы». Одним из главных разработчиков доктрины выступил известный исламский богослов и общественный деятель Али Вячеслав Полосин.

«НО МЫ ТОЖЕ БОЛЬШАЯ СИЛА!»

Возвращаясь ко вчерашним событиям в Болгаре, отметим, что по завершении торжественной церемонии открытия праздника и передачи волоса пророка Мухаммеда Минниханов встретился с участниками первого международного казанского форума молодых предпринимателей, на который съехались гости более чем из 20 мусульманских стран — Турции, Азербайджана, Бангладеш, Ирака, Ирана, Пакистана, Алжира, Малайзии и др. Организаторами форума и летнего молодежного лагеря стали минмолодежи РТ, молодежный форум ОИС и фонд «Сэлэт». Главная идея — собрать на одной площадке молодых новаторов из разных стран, авторов инновационных, социальных и бизнес-проектов и создать условия для их развития, насыщенную образовательную программу, а также условия для поиска потенциальных партнеров и даже инвесторов благодаря KazanSummit.

Общаясь с участниками молодежного форума, Минниханов подчеркнул, что существует «много проблем, связанных с тем, что появляются некие образования, которые, прикрываясь флагом ислама, пытаются делать зло и тем самым наносят огромный ущерб всему исламскому миру». «Президент России Владимир Владимирович Путин четко определил задачу — Россия должна быть интегрирована в исламский мир. Сегодня мы приехали сюда и встречаемся с вами, потому что будущее за вами. Без предпринимательства, без эффективной экономики у нашей страны нет будущего. Я благодарю вас за активность, которую вы проявляете. Можно ведь заниматься только собой и своим бизнесом, а вы смотрите на мир шире. В России проживают 20 миллионов мусульман, это очень важный фактор. С каждым годом количество людей, проповедующих ислам, увеличивается, наверное, это кому-то не нравится. Есть некие течения, которые вредят исламу. Они подхватываются деструктивными течениями, которые не хотят развития ислама, но мы с этим согласиться не можем. Мы тоже большая сила, нас много, мы в состоянии решить любую задачу».

Глава Татарстана призвал мусульманскую молодежь вместе подумать, «как дальше двигаться, когда ислам хотят очернить». «Нас плохо знают, и мы должны интегрироваться в мировое сообщество, — отметил Минниханов. — Не секрет, что о России знают только по определенным каналам, которые необъективно показывают нашу страну. Якобы это страна-агрессор, которая ущемляет интересы отдельных народов. Вместе с тем ИГИЛ ведь не само по себе появилось, это же кто-то организовал. И здесь существует четкая, понятная позиция президента Российской Федерации — никаких двойных стандартов быть не может. Исламский мир раздельно существовать не может. Поэтому нам, во-первых, надо консолидироваться внутри России, должна быть четкая позиция, которую мы закрепили сегодня в подписанной доктрине. Далее, я думаю, такие же формы нужно применить в целом во всем исламском мире. Если каждый будет по отдельности, больших результатов мы не достигнем. Все будет зависеть от нас и от вас тоже. Молодежное крыло ОИС может привнести в работу группы стратегического видения много полезного. Почему мы здесь? Потому что мы хотим опираться на вас. Вы, молодежь, — самая активная часть всего этого движения. Вы представляете многие страны, у вас много друзей, знакомых. Поэтому этот лагерь очень нужен нам, и мы готовы его ежегодно проводить», — эти слова Минниханова были встречены бурными аплодисментами. А по окончании встречи главу Татарстана долго не отпускали, каждый хотел сделать с ним селфи.

По следам волоса пророка: что стоит за широким жестом Талгата Таджуддина в Болгаре?

«БИЗНЕС Online» выяснил, что одна из семей Казани с древних времен хранит свою частицу бороды Мухаммеда

Пока Болгар гордился обретенным на днях волосом Мухаммеда, десятки тысяч мусульман стекались в село Шыгырдан Чувашии. Накануне, в преддверии Рамадана, там завершилась выставка сразу 13 ценных реликвий ислама. На фоне всплеска интереса к мусульманским артефактам «БИЗНЕС Online» выяснил, не обидно ли башкирам отдавать свою святыню Татарстану, почему ни одна сакральная вещь не может покинуть Абу-Даби без позволения Рамзана Кадырова и сколько всего волос оставил потомкам основатель ислама.

СВЯТЫНИ В ШЫГЫРДАНЕ И БОЛГАРЕ

В преддверии начала Рамадана мусульмане Татарстана, всего Поволжья, других регионов страны и ближнего зарубежья спешили посетить выставку благодатных реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. В течение трех дней начиная с 15 июня впервые в истории Центральной России в селе Шыгырдан Чувашской Республики были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. Это его волосы, ключи и замки Каабы (кубовидное построение в середине самой посещаемой в мире мечети «Аль-Харам» в Меккеприм. ред.), кувшин Биляла ибн Рабаха аль-Хабаши — муэдзина пророка Мухаммеда и другие.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов выставки, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики Альбир Крганов, все эти реликвии на три дня любезно предоставил муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев. По его словам, за это время центральную Соборную мечеть имени «Трех сподвижников» посетили порядка 25 — 30 тыс. верующих, желающих получить благодать пророка, отстояв для этого длинную очередь. Возникший ажиотаж напоминает нашумевшие православные выставки — пояса Богородицы, даров Волхвов и т.д. Посетил выставку и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который приехал не с пустыми руками, добавив к выставке хранящуюся у него частицу хаджар асвад (черный камень с угла Каабы) и покрывало усыпальницы имама Раббани.

«В исламе есть табаррук — обретение благодати. Конечно, всю, полную благодать дает только Аллах. И тем не менее по милости Всевышнего есть вот такие благодатные вещи, к которым верующие люди относятся с особым уважением», — пояснил Крганов.

Напомним, в минувшее воскресенье, то есть за день до открытия выставки, как уже писал «БИЗНЕС Online», в ходе праздника «Изге Болгар җ ыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял из рук председателя центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который, как было объявлено, отныне навечно будет храниться в Белой мечети. В церемонии принял участие внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди, а глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал поступок Таджуддина великим и выразил надежду, что на священной земле Болгар «будет баракат» (благополучие). Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии.

Город Болгар — первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада». По словам источников «БИЗНЕС Online», щедрый дар оказался полной неожиданностью для всех. И, к слову, нет окончательного решения, как конкретно хранить и выставлять артефакт.

Передача волоса пророка Мухаммеда в Белую мечеть и выставка в Чувашии, естественно, вызвали интерес к реликвиям не только со стороны мусульманской общественности. Насколько можно верить в то, что переданный в Болгар волос действительно принадлежит пророку Мухаммеду? Откуда он появился в Уфе? Насколько редко встречаются такие реликвии и в чем их ценность? В этом попытался разобраться «БИЗНЕС Online».

ВОЛОСЫ В ПОДАРОК ИЗ ТУРЦИИ И ИНДИИ

«110 лет волос хранился в Уфе, — пояснил предысторию своего дара сам Таджуддин. — До этого — в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

Как сообщается на официальном сайте ЦДУМ РФ, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммадьяр Султанов (1837 — 1915) в начале прошлого века в составе официальной делегации из пяти человек от Российской империи отправился в Мекку для совершения хаджа. До того муфтии ездили только как частные лица. На обратном пути он был приглашен в Стамбул, где турецкий султан Абдул-Хамид II в знак большой признательности российским мусульманам выделил ему из своей сокровищницы три (по другим данным, два) волоса с бороды пророка Мухаммеда. С тех пор эта священная реликвия хранится в духовном управлении в Уфе и бережно передается от муфтия к муфтию.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман, в Турцию волосы пророка в свое время попали, по всей видимости, из Мекки и Медины. «Перед тем, как ваххабиты захватили священные города и разграбили их (начало XIX векаприм. ред.), турецкие султаны успели вывезти большинство реликвий в Стамбул», — сказал Салман. По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил бороду Мухаммеда и сберег ее. Сегодня эта реликвия хранится во дворце-музее «Топкапы» в Стамбуле и ее могут видеть все желающие. В день дворец посещают несколько тысяч человек. Также несколько волос из бороды священного пророка хранятся и в индийской мечети «Хазратбал», и в Тюменском областном музее. Туда волос пророка попал в конце XIX века стараниями тюменского купца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышкова-Сейдукова и хранился в мечети Юрт Ембаевских, пока в 20-х годах прошлого века не был изъят и передан в музей.

К слову, Салман считает недопустимым, что такая реликвия используется, как музейный экспонат. «Волос должен быть возвращен верующим, — отметил Салман «БИЗНЕС Online». — Если русская православная церковь находит в музеях что-либо, связанное с житием святых, или имеющий ту или иную ценность церковный предмет, она юридически добивается возвращения этой ценности в свою юрисдикцию. Поэтому полагаю, мусульманам тоже стоит вести себя активнее в деле возвращения законному владельцу подобных реликвий».

Также Салман сообщил «БИЗНЕС Online» сенсационную новость! «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка, — поделился мусульманский ученый-теолог. — В свое время, когда я работал муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа, этот человек жил там. Я просил его более трепетно и бережно относиться к этому дару, который когда-то был принесен в его семью из Индии — подарен индийскими мусульманами его прадеду. Но, к сожалению, этот человек, хотя он уже в преклонном возрасте, не прислушался к моим просьбам: по состоянию на тот момент реликвия хранилась в неподобающем состоянии. Боюсь, что после него этот священный артефакт может быть утерян. Между тем если бы он пошел навстречу, то мог бы официально получить статус хранителя волоса пророка и войти в историю. Сам этот человек живет сейчас в Казани. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения», — сказал Салман и добавил, что в европейской России, насколько ему известно, других волос пророка Мухаммеда нет. Остальные российские мусульманские реликвии хранятся в Дагестане и Чечне.

ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КАДЫРОВА!

В отличие от Татарстана, в Чечне реликвии, связанные с Мухаммедом, не в диковинку, последние несколько лет в Грозный регулярно привозят из исламских стран реликвии, принадлежавшие пророку и его сподвижникам. Тысячи мусульман из разных регионов России приезжают в Чечню, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням, которые выставляют в мечети «Сердце Чечни».

В 2011 году в Чечню из Англии на вечное хранение были переданы чаша и два коврика, длительное время покрывавшие могилу пророка Мухаммеда. В феврале 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган передал Чечне сразу три волоса пророка Мухаммеда, которые хранились в знаменитом турецком «Топ Капы». За несколько дней до этого из Узбекистана в Грозный был доставлен еще один волос Мухаммеда. В том же 2012 году хранитель из ОАЭ шейх Ахмад бин Мухаммад аль-Хазраджи назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «хранителем священных реликвий», объявив, что отныне вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены из Абу-Даби только с его согласия.

В 2013 году в Грозном открылся филиал фонда по хранению реликвий пророка Мухаммеда. В праздничные дни экспонаты музея выставляются в мечетях республики. Главным же предметом музейной коллекции является чаша пророка, которой более 1,4 тыс. лет. По легенде, после смерти пророка святыня хранилась у его потомков, которые со временем покинули родину. Позже она оказалась в Великобритании, откуда несколько лет назад ее и доставили в Чечню. В знаменательные дни ее наполняют водой, которую затем раздают местному населению.

В январе прошлого года в Грозный спецрейсом из Абу-Даби прибыли реликвии, находящиеся на постоянном хранении в ОАЭ: волосы пророка, окаменелый след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата пророка Али ибн абу-Талиба. Кадыров тогда сообщил, что их привез сын хранителя — шейх Мухаммад аль-Хазраджи и, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие реликвии. По словам главы Чечни, такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев.

В ноябре 2014 года из Узбекистана в Чечню привезли две чаши и волос пророка Мухаммеда. Реликвии направил в Чечню в знак уважения к семье Кадыровых их хранитель — Абдулхафиз Хан Тура. Один волос при этом остался в Узбекистане, символизируя братство чеченского и узбекского народов. Эти реликвии были подарены в начале XIX века правителю Кокандского ханства (территория современного Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии) турецким султаном. Правитель построил специальное здание для их хранения и завещал оберегать святыни уважаемой в ханстве семье — потомкам пророка Мухаммеда.

НЕ ОБИДНО ЛИ БАШКИРАМ?

Возвращаясь к волосу пророка, переданному в Болгары, хочется спросить, как отнеслись к жесту Таджуддина в Башкортостане? Не воспринимают ли мусульмане Уфы передачу реликвии Татарстану как утрату? «Да, наверное, некоторые так и воспринимают, — признался «БИЗНЕС Online» Мурсаль Ахметов — проректор Российского исламского университета в Уфе. — Но надо понимать, что благодать у нас не уменьшилась, пребывание на протяжении более века этой священной реликвии в Уфе нам на все времена хватит. Кроме того, все мусульмане должны быть выше деления на национальности, территориальные границы и прочие надстройки, которые приняты в обществе. Мы свято верим в возрождение мира, спокойствия на всей земле. И пусть центром этого влияния будет священный Болгар, а мы все как бы участвуем в восстановлении исторической справедливости. Надеюсь, и в Болгаре эта реликвия будет находиться не одно столетие. К слову, я присутствовал на этом важном для всех мусульман мероприятии в Болгаре. Это очень значимое событие! Вы должны понимать, что 110 лет пребывания этой реликвии — волоса пророка Мухаммеда — на уфимской земле дало мощный культурный подъем нашему региону. И верховный муфтий, приняв во внимание то, что возрождение ислама идет из Болгара, куда пришли три сахаба (сподвижника пророка), решил передать волос пророка в Татарстан. Это основное место возрождения ислама — это Серебряный Булгар, как мы его называем. Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников. Это как новое время, переломный момент бытия. Пророк прибыл туда: сначала отправил своих сподвижников, а теперь и сам обозначил свое присутствие на этой священной земле».

Читайте так же:  Краска для волос каарал бако отзывы

К слову, если из Абу-Даби вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены, как было сказано выше, только с разрешения Кадырова и других хранителей, то, как сообщили в пресс-службе ЦДУМ России, Таджуддин лично принял решение о передаче волоса пророка в Болгар.

«В сущности, это надо было сделать уже давно, — считает Салман. — Поэтому свершившийся факт можно считать актом исторической справедливости. Почему? Ответ очень прост: мусульмане России — это прежде всего татары. Это первый по численности в РФ мусульманский народ и второй после русского народа государствообразующий компонент исторического и современного российского государств. Болгар был и есть духовная столица татарского мира. И присутствие в нем этой святой реликвии просто еще более укрепляет духовный статус Болгар. Думаю, Уфа не будет в «обиде» на Татарстан: ведь два волоса, а не один, были переданы мусульманам Российской империи, наверное, неспроста. Значит, заранее предписано было поделиться. Тем более один остается в Уфе».

К слову, тут есть одна загвоздка. Ряд экспертов «БИЗНЕС Online», в том числе и Салман, уверенно говорят о том, что в Уфе хранилось два волоса с бороды пророка. Но как мы уже отмечали выше, на официальном сайте ЦДУМ РФ говорится о том, что турецкий султан выделил российским мусульманам из своей сокровищницы три волоса с бороды пророка Мухаммеда. Вопрос, куда подевался еще один волос, остается открытым.

«КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО ЭТО ИМЕННО ВОЛОС ПРОРОКА?»

Справедливости ради стоит отметить, что в мусульманском сообществе существует неоднозначное отношение к предметам, оставшимся от пророка, членов его семьи и ближайших сподвижников. Одни верующие почитают эти реликвии как священные и обладающие чудодейственной силой. Другие же сохраняют скептицизм, не придавая подобным предметам сакрального значения. Председатель исламского культурного центра, член исполкома союза исламских организаций в России Мохаммед Хенни, оценивая по просьбе «БИЗНЕС Online» то, что татарстанскому Болгару преподнесли волос пророка, сказал: «Безусловно, любовь к пророку — это святое, это часть нашей веры. В то же время любовь к мощам, распространенная в христианстве, в исламе не так сильна. Со времен пророка прошло 1400 лет. Кто докажет, что это именно его волос? Или кто-то хочет, чтобы мусульмане превращались в идолопоклонников?»

Считается, что всего по белу свету было распространено более 100 тыс. волос пророка Мухаммеда. Выше мы уже сообщали, что борода пророка хранится во дворце-музее «Топ Капы» в Стамбуле. Напомним также, что, выступая 14 июня на празднике «Изге Болгар җ ыены», глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Бердиев сообщил, что еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». «Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как он смог это сделать — отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», — эмоционально выступил Бердиев.

«В свое время пророк Мухаммад (мир ему!) неоднократно брил свою голову и укорачивал бороду, а затем раздавал волосы своим последователям, — пояснил Салман. — Почему? С точки зрения религиозного человека это большая благодать. Мы знаем, например, что волос, который в свое время попал в руки одного из наиболее близких сподвижников пророка (мир ему!) Анаса ибна Малика, был после его смерти, по его же просьбе, положен ему под язык. Хотя мусульмане считают Анаса ибн Малика святым и набожным человеком, он все равно, невзирая на все свои заслуги, надеялся, что волос пророка принесет ему большую пользу. Пророк Мухаммед, мир ему, в свое время сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня живым. Тот, кто посетил меня, будет достоин моего заступничества и свидетельства в судный день».

«Поэтому, когда человек находится в присутствии священного волоса, это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка. При этом мусульманин читает особую молитву, молитвословия в честь пророка (мир ему!), то есть разговаривает с ним. Историки в своих рукописях оставили описание множества достоверных чудесных случаев, произошедших в подобных случаях. Есть такой тонкий момент в исламской теологии: посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что пророки даже после смерти не умирают, а в местах упокоения находятся в молитвенном состоянии. Их тела нетленны. Поэтому и волос пророка — это часть его: там, где находится его волос, он присутствует сам. Разумеется, в иной плоскости, ином параллельном мире», — пояснил Салман.

«В ГЛАЗАХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ ЭТО СОБЫТИЕ ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ»

«Верующие люди относятся к благодатным вещам с особым уважением, — подтвердил Крганов. — Сейчас Болгар превращается не только в туристическую достопримечательность, а в некое место, где есть сакральные ценности. Там имеются захоронения сподвижников пророка, сейчас вот есть волос пророка, думаю, в дальнейшем появится еще что-то. Болгар реально становится духовной столицей мусульман Поволжья».

По мнению Салмана, преподнесение волоса пророка болгарской Белой мечети, безусловно, приподнимает статус Татарстана в странах, которые относятся к ареалу традиционного ислама. «В глазах традиционалистов Турции, Ирака, Сирии, Египта, эмирата Дубай (ОАЭ), Индии, Пакистана и других это событие огромной важности. Самое главное, чтобы была проведена, не побоюсь этих слов, грамотная пиар-компания на основных для мусульманского мира международных языках — арабском и английском. Это еще благотворнее скажется на имидже нашей республики и, безусловно, сделает ее еще более узнаваемой в мусульманском мире. Радует, что Татарстан возвращает себе подобающее ему значение как в российском, так и в международном масштабе. Президент РТ Рустам Минниханов недавно был назначен председателем группы стратегического видения «Россия — Исламский мир». Это синхронные события одного ряда», — подчеркнул Салман.

Правда, с этим утверждением не совсем согласен Хенни, член исполкома союза исламских организаций в России. «Насколько я знаю, Россия уже давно пытается открыть окно в исламский мир через Татарстан. Казань — это фактически третья столица России, поэтому она должна играть важную роль. Это все очень хорошо, но, по моему мнению, отношения с исламским миром пока все равно не складываются. Даже в самом Татарстане, на мой взгляд, ситуация с исламом напряженная: убийства 2012 года, преследования инакомыслящих, запреты некоторых книг, которые ни к чему не приводят. Возможно, поэтому у замысла Владимира Путина о сотрудничестве с исламским миром пока никакой удачи. К сожалению, есть люди, которые вроде бы оседлали это направление, а на самом деле тормозят его».

Так или иначе, обретение аутентичной мусульманской святыни, подлинность которой никем не оспаривается, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман. В этом смысле волосок пророка весит для верующих во сто крат больше, чем самый большой в мире печатный Коран (800 килограммов). Но, как видим, в этом качестве республики Северного Кавказа пока что дают Татарстану сто очков форы.

«БОЛГАРСКИЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

Другие эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим видением того, что же все-таки означает передача волоса пророка Мухаммеда из Уфы в Болгар.

Али-Вячеслав Полосин — исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

— Я присутствовал на мероприятиях в Болгаре, в которых приняли участие тысячи людей. Большинство из них, как мне кажется, объединяли национально-исторические корни, что нисколько не мешало федеральному смыслу этих событий. Параллельно мы подписали в Болгаре социальную доктрину российского ислама в четырех экземплярах, по количеству подписантов, а пятый экземпляр как памятный исторический документ оставили на вечное хранение в древнем городе.

Подарить волос пророка — это, конечно, очень большой жест со стороны верховного муфтия России. Он говорит по меньшей мере о большой любви Талгата хазрата Таджуддина к этому месту. Еще не так давно, в 1989 году, Болгар представлял из себя просто городище, где велись археологические раскопки. Тот вид, который древний город приобрел сейчас, сформировался во многом под влиянием Талгата хазрата, который каждый год бывал здесь и проявлял всяческую заботу, а также при поддержке Минтимера Шаймиева. Нет сомнений, что у Болгара огромные перспективы, он будет и дальше развиваться и совершенствоваться. Уже решено, что здесь, вдали от суеты, будет размещена Исламская богословская академия. Ее работа в таком историческом, таком намоленном месте будет очень органична, и это тоже идея Талгата хазрата.

Впрочем, наличие в Татарстане столь важных религиозных символов не будет навязывать что-либо тем, кто придерживается других взглядов и другого мировоззрения. В Татарстане грань между светским и религиозным давно определена и очень четко соблюдается. Когда идешь по улицам Казани, легко встретить женщину в хиджабе, а сразу же следом за ней — девушек в шортах и юбках. Все это сосуществует рядом, и никто никому ничего не навязывает.

Ринат Набиев — завкафедрой КФУ, экс-председатель совета по делам религии РТ:

— Талгат Таджуддин неоднократно привозил подобные реликвии в Болгар. Для верующих людей это всегда имело очень большое значение. Мусульмане считают волос пророка очень ценной реликвией. В этом вопросе вряд ли могут быть противоречия или разные толкования. Передача этой реликвии в Болгар — это воля Талгата Таджуддина и желание укрепить позиции Татарстана в исламском мире как обладателя ценной реликвии. То, что волос Мухаммеда передан в руки президента Татарстана, я считаю вполне закономерным явлением, поскольку республика является основным носителем мощных исламских традиций и духовности в России. Эту реликвию будут рассматривать и с мистической, и с исторической точек зрения. Если историческая сторона вопроса может вызывать толкования, то с точки зрения веры и духовности для мусульман в этом вопросе нет сомнений. Для мусульман Татарстана факт хранения волоса пророка должен быть предметом гордости.

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского института, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований», председатель совета по исламскому образованию:

— Дело в том, что болгарский проект должен заработать по-новому. До сих пор Болгар для мусульман был, по сути, местом, где они раз в год собирались по 50 — 60 тысяч человек. Сейчас разработана концепция, президент Татарстана обратился к президенту России с тем, чтобы болгарский фактор был показан по-другому, чтобы он стал постоянным исламским центром. Скорее всего, уже с осени Болгар начнет функционировать в этом статусе, здесь будут введены различные формы обучения и повышения квалификации, со временем будет создана исламская академия. Болгару придается сегодня большое значение как фактору консолидации мусульман в основном Центральной России. Естественно, он должен стать привлекательным не только для туристов. То, что Талгат хазрат передает волос пророка Мухаммеда, — это важно, это усиливает религиозную привлекательность Болгара.

Вот только я бы предостерег от разговоров о паломничестве. Это звучит не совсем корректно, поскольку паломничество — это совершение хаджа. Неслучайно в 1990-е годы было много споров о том, надо ли ездить в Болгар. Даже официальные структуры в Татарстане говорили, что не надо, потому что поездка в Болгар — это такой малый хадж. Поэтому речь не идет о превращении Болгара в центр паломничества, это звучит рискованно. Сегодня необходимо четко расставить акценты. Болгар является одним из древних очагов исламской цивилизации, местом, где предки татар добровольно приняли ислам и развивали государство. Это наша гордость, и тут скорее следует говорить, может быть, о духовном туризме, но не о паломничестве.

Группа стратегического видения, которую по поручению президента России возглавляет президент республики (я тоже являюсь ее членом), недавно собиралась в Москве в первый раз после большого перерыва. Когда мы говорим о работе с мусульманскими странами, помимо политических и экономических направлений мы обсуждаем и сферу духовности. Для этого нужны определенные площадки, четко подчеркивающие, что Россия является государством, в котором есть мусульманские анклавы, где ислам получил широкое распространение. В 922 году был Болгар, а Дербент аж в VII веке! Намного легче разговаривать с мусульманами зарубежья, когда мы можем сказать о том, что мусульмане в России являются коренным населением и что ислам здесь имеет многовековую историю. Думаю, мусульманские страны по-другому смогут смотреть на Россию.

Похожие статьи:

  • Виды завивки волос биозавивка Завивка волос на длительное время, ее фото и виды Уже многие годы кудрявые густые и объемные волосы являются объектом восхищения. Женщины завивали локоны с давних пор и если вы хотите разнообразить свой ежедневный образ кудрями, то […]
  • Гарньер краска для волос 73 Краска для волос Garnier Color naturals creme - отзыв Краска для волос Garnier Color naturals creme- одна из немногих красок без жжения и ужасного запаха аммиака. Оттенок № 6 - Лесной орех, схожий с моим натуральным цветом волос.+ФОТО […]
  • Витамины допер герц для волос Витамины допер герц для волос Доппельгерц® актив Витамины для здоровых волос и ногтей Комплекс женской красоты. Входящие в состав витамины, минеральные вещества и растительные компоненты оптимизируют обмен веществ, питают кожу, […]
  • О чем может говорить выпадение волос Почему выпадают волосы у женщин и что при этом делать? Заметное выпадение волос может быть вызвано не только заболеваниями, стрессом или недостатком витаминов, но и неправильным уходом за волосами. Для их сохранения важно исключить […]
  • Цвет волос 71 эстель Очень надеюсь на Ваш профессиональный совет насчет получения графита на моих волосах или холодно-пепельного цвета Добрый день,Виктория!Почитала весь форум,здесь собрались супер профессионалы,к моему глубокому сожалению,встретить хорошего […]
  • Травяная краска для волос на основе индийской хны отзывы Травяная краска на основе хны черная Aasha Herbals Травяная краска для волос создана на основе стерилизованной хны (очищенной от грибков и бактерий) и обогащена лекарственными травами. Не содержит аммиак и перекись водорода. Способ […]